Прямая и косвенная речь

Упражнение 1. Замените прямую речь косвенной.
А) 1. Я сказал Павлу: «У меня есть два билета в театр».

Я сказал Павлу, что у меня есть два билета в театр.

  1. Он сказал мне:
    «Я уже видел этот спектакль».

Он сказал мне, что он уже видел этот спектакль.

  1. Анна написала своим родителям: «Я скоро
    приеду домой».

Анна написала своим родителям, что она скоро приедет домой.

  1. Родители ответили ей: «Мы давно ждём тебя».

Родители ответили ей, что они давно ждут её.

  1. Мой брат
    позвонил мне и сказал: «Вечером я буду у тебя».

Мой брат позвонил мне и сказал, что он вечером будет у меня.

  1. Миша написал отцу: «Я сдал
    все экзамены».

Миша написал отцу, что он сдал все экзамены.

  1. Я сказал сестре: «Ты должна посмотреть этот фильм».

Я сказал сестре, что она должна посмотреть этот фильм.

  1. Она
    ответила мне: «Я уже смотрела его».

Она ответила мне, что она уже смотрела его.

Б) 1. Андрей сказал нам: «Завтра у нас в клубе будет концерт».

Андрей сказал нам, что завтра у нас в клубе будет концерт.

  1. Друзья
    сказали ему: «Мы хотим пойти на этот концерт».

Друзья сказали ему, что они хотят идти на этот концерт.

  1. Он ответил нам: «В кассе
    уже нет билетов».

Он ответил нам, что в кассе уже нет билетов.

  1. Мы сказали ему: «Ты должен помочь нам купить билеты».

Мы сказали ему, что он должен помочь нам купить билеты.

5.Мой товарищ сказал мне: «Я не видел этот фильм».

Мой товарищ сказал мне, что он не видел этот фильм.

  1. Я сказал ему: «У меня есть лишний билет».

Я сказал ему, что у меня есть лишний билет.

  1. Он сказал мне: «Мне нужно два билета».

Он сказал мне, что ему нужно два билета.

  1. Преподаватель сказал студентам: «Завтра вы начнёте читать новый рассказ»
  2. Преподаватель сказал студентам, что завтра они начнут читать новый рассказ.
  3. Студенты ответили: «У нас в книге нет этого рассказа».
  4. Студенты ответили, что них в книге нет этого рассказа.
  5. Преподаватель сказал им: «Вы
    можете взять этот рассказ в библиотеке».
  6. Преподаватель сказал им, что они могут взять этот рассказ в библиотеке.

Упражнение 2. Замените прямую речь косвенной.

1.Анна спросила меня: «Где находится книжный магазин?».

Анна спросила меня, где находится книжный магазин.

2.Я спросил
продавца: «Сколько стоит эта книга?».

Я спросил продавца, сколько стоит эта книга.

3.Я спросил девушку: «Где вы живёте?».

Я спросил девушку, где она живёт.

4.Мария спросила нас: «Куда вы идёте?»

Мария спросила нас, куда мы идём.

5.Михаил спросил меня: «Кому ты
обещал дать книгу?»

Михаил спросил меня, кому я обещал дать книгу.

6.Мой друг спросил меня: «Почему ты не идёшь с нами?».

Мой друг спросил мне, почему я не иду с ними.

7.Мать спросила сына: «Когда ты вернёшься домой?»

Мать спросила сына, когда он вернётся домой.

8.Мы спросили нового
студента: «Откуда ты приехал?»

Мы спросили нового студента, откуда он приехал.

9.Мальчик спросил меня: «Как вас зовут?».

Мальчик спросил меня, как меня зовут.

Упражнение 3. Замените прямую речь косвенной.

1.Нина спросила меня: «Ты читал сегодняшнюю газету?»

Нина спросила меня, читал ли я сегодняшнюю газету.

2.Я спросил
его: «Ты был сегодня на стадионе?»

Я спросил его, был ли он сегодня на стадионе.

3.Мы спросили их: «Вы были на выставке?»

Мы спросили их, были ли они на выставке.

4.Анна спросила меня: «Ты получаешь письма из дома?»

Анна спросила меня, получила ли я письма из дома.

5.Я спросил его:
«Твоя сестра пойдёт с нами в театр?»

Я спросила его, пойдёт ли его сестра с нами в театр.

6.Мы спросили преподавателя: «Завтра
будет лекция по истории?»

Мы спросили преподавателя, будет ли завтра лекция по истории.

7.Он спросил нас: «Вы понимаете то, что я говорю?»

Он спросил нас, понимаем ли мы то, что он говорит.

8.Я спросил брата: «Ты будешь читать эту книгу?»

Я спросил брата, будет ли он читать эту книгу

Упражнение 4. Замените прямую речь косвенной.

1.Наш знакомый спросил нас: «Вы давно приехали сюда?»

Наш знакомый спросил нас, давно ли мы приехали сюда.

2.Врач
спросил меня: «Вы хорошо себя чувствуете?»

Врач спросил меня, хорошо ли я себя чувствую.

3.Студенты спросили
преподавателя: «Мы правильно решили задачи?»

Студенты спросили преподавателя, правильно ли они решили задачи.

4.Анна спросила свою
подругу: «Интересно было на вечере?»

Анна спросила свою подругу, было ли интересно на вечере.

5.Я спросил своего друга: «Ты долго
ждал меня?»

Я спросил своего друга, долго ли он ждал меня.

6.Я спросил Карлоса: «Ты давно изучаешь русский язык?»

Я спросил Карлоса, давно ли он изучает русский язык.

Упражнение 5. Замените прямую речь косвенной.

1.Преподаватель сказал нам: «Откройте тетради и пишите».

Преподаватель сказал нам, чтобы мы открыли тетради и писали.

2.Мы попросили преподавателя: «Повторите, пожалуйста, последнее предложение».

Мы попросили преподавателя, чтобы он повторил последнее предложение.

3.Он сказал брату: «Прочитай этот рассказ».

Он сказал брату, чтобы он прочитал этот рассказ.

4.Родители написали дочери:
«Пиши нам чаще».

Родители написали дочери, чтобы она писала им чаще.

5.Виктор написал родителям: «Пришлите мне книги на
французском языке».

Виктор написал родителям, чтобы они присылали ему книги на французском языке.

6.Друзья просили Антона: «Расскажи нам, как ты учился в
Москве».

Друзья попросили Антона, чтобы он рассказал им, как он учился в Москве.

7.Я попросил друга: «Купи мне, пожалуйста, книгу».

Я попросил друга, чтобы он купил мне книгу.

Упражнение 6. Замените прямую речь косвенной.

1.Преподаватель сказал студентам: «Выучите стихотворение наизусть».

Преподаватель сказал студентам, чтобы они выучили стихотворение наизусть.

2.Брат сказал мне: «Прочитай эту книгу».

Брат сказал мне, чтобы я прочитал эту книгу.

3.Мать сказала сыну: «Не кури в
комнате».

Мать сказал сыну, чтобы он не курил в комнате.

4.Я сказал ему: «Принеси мне мою книгу».

Я сказал ему, чтобы он принёс мою книгу.

5.Он сказал мне: «Верни
мне газету, которую ты взял».

Он сказал мне, чтобы я вернул ему газету, которую я взял.

6.Девочка сказала отцу: «Помоги мне решить
задачи».

Девочка сказала отцу, чтобы он помог ей решить задачи.

7.Я сказал сестре: «Отнеси книги в библиотеку».

Я сказал сестре, чтобы она отнесла книги в библиотеку.

8.Анна сказала
Андрею: «Купи билеты в кино».

Анна сказала Андрею, чтобы он купил билеты в кино.

Упражнение 7. Вместо точек поставьте союзы что или чтобы.

l. Преподаватель сказал нам, чтобы мы прочитали эту книгу. Он сказал, что эта
книга очень интересная. 2. Врач сказал больному, что у него неопасная болезнь.
Он сказал, чтобы больной принимал лекарство. 3. Отец написал мне, чтобы летом я
приехал домой. Он написал, что они с мамой очень хотят видеть меня. Я написал
родителям, что летом я обязательно приеду к ним. 4. Я сказал товарищу, что я
куплю билет в кино. Товарищ сказал мне, чтобы я купил ему два билета. 5. Преподаватель сказал, что сегодня мы будем писать сочинение. Он сказал, чтобы мы
писали внимательно. 6. Мой друг сказал мне, чтобы я посмотрел балет «Лебединое
озеро». Он сказал, что он смотрел этот балет в Большом театре

Leave a comment